Понедельник, 20.11.2017, 14:47

Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Персоналии
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Прикосновение

Программа Образцового театрального коллектива «Прикосновение»

              Пояснительная записка

Каждый учитель - режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Актуальность Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Данная образовательная программа основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 , определяет акценты содержательной линии школы, а именно духовно-нравственное развитие личности учащегося .Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизациювоспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

Новизна. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Театры, где играют дети, стали фактором культурной жизни для отдельных слоёв населения. Этот процесс активизировался по той простой причине, что позволяет приобщить к культуре как можно больше детей и взрослых. Развитие театра происходит по двум основным направлениям:

  1. Театр как обогащающая и развивающая среда;
  2. Театр, где играют дети, как осуществление поиска новой театральной эстетики.

Можно сказать, что в детском театре сплетаются понятия «игра» и «прекрасное», «игра» и  «смеховая культура», «игра» и «свобода», «игра» и «творчество». Именно в этом слиянии теории и практики культура есть залог её саморазвития.

Именно в театре, где играют дети – целостное и автономное явление, именно в детском театре ребёнок начинает, осознанное самостроительство, движение к идеалу.

Особое внимание необходимо уделить созданию детского коллектива, однако, создавая детский коллектив, нельзя игнорировать законы детской игры и учить детей «играть по – взрослому», что лишит детей возможности творческой самореализации.

В основе детского театра – азарт, является неотъемлемой частью природы здорового ребёнка.

Цели и задачи, которые педагог ставит перед детьми, должны быть реальны и выполнимы, максимально конкретики и понятия. Театральное действие – коллективный труд. Если ребята, независимо от возраста, почувствуют, что сами являются авторами и исполнителями будущего действия, то любой руководитель получит целый кладезь выдумок и фантазий, на которые неистощимы наши дети. В театре дети учатся самодисциплине. Руководитель должен для себя определить свод неких законов, которые необходимо исполнять всем ребятам. Ребята должны сами придти к выработке и принятию этих правил.

Легко и удобно, когда детские способности и предпочтения в творчестве ярко выражены, когда ребёнок сам их осознаёт.

Дети должны поверить, что быть артистом прекрасно, какое великое дело – творчество, как прекрасно быть художником.

В современном мире не столько фундаменталь­ные знания, сколько творческое мышление, способность к фильтрации информации, быстрота реакции, устойчи­вость к психологическим нагрузкам являются гарантией профессиональной карьеры. И что же? Театральная об­разность стимулирует творческое и прогностическое мышление, учит сводить многообразную информацию к сжатой и информационно емкой метафоре. Эмоцио­нальная подвижность, готовность к публичному выступ­лению - чем не тренинг психологической устойчивос­ти? А отработка быстроты и свежести реакций лежит в основе импровизаций и актерского тренинга.

Кроме того, театр и творчество в целом воспитывают зрителя, знакомят ребенка с начала­ми эстетики...

Чем раньше театр станет инструментом воспита­ния, тем больше выиграет и ребенок, и мы все, общество в целом!

В огромном воспитательном потенциале — сила театра как синтетического искусства перевоплощения. Занятия драмой - это воздействие на память, волю, вооб­ражение, чувство, внимание, мышление. Они помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, поверить в себя. Драма в школе — это не подготовка к вступлению на професси­ональную театральную стезю, но "проверка действием" множества межличностных взаимодействий: я и товари­щи, я и родители, враг и друг, сильный и слабый... Через увлечение и занятия театральным искусством у ребенка приобретаются навыки публичного поведе­ния и решения конфликтов.

Цель программы:

Создание нового творческого разновозрастного коллектива, приобщение детей и подростков к театральному творчеству, создание условий для приобретения учащимися опыта и навыка сценической деятельности, помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности, вдохновить каждого воспитанника радостью творчества, в каждом открыть творческое дарование, вызвать стремление приобщиться к богатой жизни в мире театра.

Задачи программы:

-  сплочение разновозрастной группы, создание условий творческой деятельности,

-  развитие актерских способностей (психотехники артиста: навыков произвольного концентрированного и многоплоскостного внимания, фантазии и воображения, образного мышления и эмоциональной памяти),

-  совершенствование техники сценического воплощения (внешней тех­ники артиста: сценической речи и движения),

-  обучение методике работы над спектаклем и ролью (методу действен­ного анализа),

-  организация и создание условий для неоднократного показа и проката спектаклей на театральных площадках города, на городских и областных фестивалях.

Программа рассчитана на три года обучения.

Режим занятий: 3 занятия в неделю по 3 учебных часа.

Формы работы: практические групповые, подгрупповые и индиви­дуальные занятия, тренинги, диагностические занятия с педагогом-психологом, репетиции, показательные выступления, спектакли, выезд­ные занятия - экскурсии, посещение театров, музеев. Форму занятия в зависимости от темы и целей и задач этапа обучения выбирает и устанавливает педагог.

Этапы обучения

Реализация программы осуществляется на трех уровнях образовательного процесса.

1-й год обучения -  начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В  течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе  являются театральные игры и упражнения- импровизации.

2-й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества» – основная цель – углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в  выступлении актера перед зрителем. Формы работы - тренинги, репетиции.

3-й год обучения -  допрофессиональная ступень «Мастерство+Вдохновение» – цель ступени – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Третий  год направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию детей на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене. Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции.

Построение программы по крупным блокам тем -  «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «По страницам истории театра», «Сценическое движение», «Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации» - даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми.

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.

Главная цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации  их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи программы:

способствовать формированию:

  •  необходимых представлений о театральном искусстве;
  •  актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
  •  речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
  •  практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;

способствовать развитию:

  • интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
  • творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
  • эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

создать  условия воспитания:

  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
  • творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
  • духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.

 

Условия реализации программы

 

Количество детей в группе – 10-15 человек. Рекомендуемый возраст детей от 11-15 лет. Выполнение программы рассчитано на 140 учебных часа (1-й год обучения)

Занятия в группах проводятся:

Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:

  • дети должны иметь навык беглого чтения текста, основы выразительного чтения;
  • должны представлять формы работы актера театра;
  • должны знать основы быстрого запоминания, уметь оперировать памятью.

Уровень подготовленности определяется собеседованием и проведением ряда упражнений на выразительность чтения.

Исходя из особенностей учебно-тематического плана и специфики занятий,  проводятся групповые занятия, количество детей в группе 5 человек.

Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементы театрального костюма, реквизита, декораций. Для спектакля необходимы: сценическая площадка, репетиционный зал, выносной свет, аппаратура для музыкального оформления;  театральные костюмы, пастиж, грим, парики.

Формы подведения итогов и контроля

 

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы проводимые в Доме детского творчества;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.

      Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

 

Прогнозируемый результат

 

По завершении 1 года обучения воспитанники должны знать:

  • особенности театра как  вида искусства,  иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;
  • народные истоки театрального искусства;
  •  художественное чтение как вид исполнительского искусства;
  • об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).

    Должны уметь:

  • активизировать свою фантазию;
  • «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
  • видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
  • коллективно выполнять задания;
  • культуру суждений о себе и о других;
  • выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.

   Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого), демонстрирующего владение «лепкой» фразы.

       По завершении 2 года обучения воспитанники должны знать:

  • историю театра  Древней Греции, особенность древнегреческого театра;
  • о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства;

         Должны уметь:

  • пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве;
  • Сознательно управлять речеголосовым аппаратом;
  • Логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста;
  • взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.
  • Сочинять, подготавливать и выполнять этюды;
  • Анализировать работу свою и товарищей;
  • Выполнять основные элементы вальса.

   Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара.

По завершении 3 года обучения воспитанники должны знать:

  • О конфликте в драматическом произведении;
  • О характере и  развитии характера героя в столкновении с другими действующими лицами;
  • О средневековом театре и о трансформации средневекового театра в современных театрализованных празднествах;

          Должны уметь:

  • Использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении исполнительских задач;
  • Точно соблюдать текст при исполнении;
  • Культурно воспринимать реакцию зрителей;
  • Самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;
  • Выполнять основные элементы латиноамериканских танцев.

Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчётного спектакля, тестирования, рефератов, творческих конкурсов, экзамена.

Учащиеся третьего года обучения участвуют в составлении этюдов, творческих заданий для учащихся 1–2 годов обучения, что также может рассматриваться как одна из форм проведения итогового контроля.

Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:

  • пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
  • использование полученных практических навыков при работе над внешним обликом героя – гримом, костюмом, прической;
  • использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;
  • владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;
  • активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм.

А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора.

При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог использует карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:

  • максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных конкурсов, района и т.д.);
  • средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне Дома детского творчества, посёлка.
  • минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектив.

Репертуар

образцового театрального коллектива «Прикосновение»

 

- А. Никитин, «Новогодний компромисс».

- «Такие же, как мы», по мотивам повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».

- «И нет нам покоя», по мотивам романа Н. Островского «Как закалялась    сталь».

- А. Никитин, «Счастье в воздухе не вьется, а руками достается».

- А. Никитин, «Превратности судьбы».

- А. Никитин, «Праздничная феерия».

- А. Никитин, «Люди, любите мир!» - пластический спектакль.

- А. Никитин, «В стране чудовищ» - кукольный спектакль.

- «Сегодня я стану женщиной», по мотивам пьесы А. Салынского.

- Д. Липскеров, «Река на асфальте».

- «Смеяться, право, не грешно», по мотивам рассказов М. Зощенко.

- А. Никитин, «Красавица и чудовище».

- «Бременские музыканты», мюзикл по мотивам фантазии В. Ливанова и Ю.Энтина.

- А. Никитин, «Путешествие во времени».

- «Вий», по мотивам повести Н. В. Гоголя и пьесы Н. Садур «Панночка».

- В. Шекспир, «Ромео и Джульетта».

- С. Прокофьева, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

- Л. Филатов, «Любовь к трем апельсинам».

- Е. Шварц, «Золушка».

- М. Розовский, «Д’Артаньян и три мушкетера» - мюзикл.

- Н. Пахомова, «Сказание о Муромских святых Петре и Февронии».

- И. Шток, «Божественная комедия или история об Адаме и Еве».

- В.Сигарев, «Киднеппинг по-новорусски, или Вождь Малиновопиджаковых»

- В. Синакевич, «Дикий» (Гадкий утенок)

- Д. Салимзянов, «Веселый Роджер»

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
  2. Бабанский Ю. К.  Педагогика /    Ю.К. Бабанский - М.,  1988. -  626 с.
  3. Безымянная О. Школьный театр.  Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001г.-270 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.
  5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
  6. Воронова  Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
  7. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
  8. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.
  9. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.
  10. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
  11. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
  12. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.
  13. Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. / Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»: Психология образования.- 608 с.
  14. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
  15. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с.
  16. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.
  17. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед. университета, 1995. -222с.
  18. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
  19. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
  20. У. Шекспир «Собрание сочинений»
  21. Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.
  22. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель , 2004г
  23. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
  24. Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива школьников/ А.С. Чернышов – М., 1989.- 347с.
Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz