Среда, 18.10.2017, 01:07

Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Персоналии
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Основы православной культуры

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

 

«Основы православной культуры»

 

 

 

Срок реализации: 1 год

Возраст: 12-13 лет

Автор-составитель:

 Музыкевич В.И.

Пояснительная записка.

       «От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».

                                                       Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

 

Святые отцы, священнослужители, педагоги много столетий поднимали один из самых важных вопросов: образование подрастающего поколения в христианском духе, ибо ждать, откладывая религиозное воспитание до тех пор, пока человек не придет сам в церковь в взрослые годы, значит, подвергать его душу страшной опасности. Тоска безверия толкает молодежь на самоубийства, непоправимые поступки, употребление наркотиков, пьянство, бесцельные драки, унижение окружающих. В современной России назрела необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных и духовных ориентиров. Сделать это можно только на основе традиционной для нашей страны православной культуры. Поэтому сейчас повсеместно вводится курс Основ Православной Культуры, призванный воспитать духовно развитую личность, человека-гражданина православного Отечества, любящего и знающего свою культуру и традиции. Конечно, процесс воспитания неразрывно связан с институтом семьи, поэтому данная программа уделяет большое внимание взаимодействию с родителями, которое осуществляется не только во время каких-либо мероприятий (праздники, экскурсии, паломнические поездки), но и на обычных, проводимых совместно занятиях, и дома.

Важным элементом данной программы является обширный краеведческий материал, который также призван сформировать у учащихся любовь к своему краю, повысить их общий кругозор. Данная образовательная программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста, прежде всего заинтересованных в изучении Православной Культуры, но она может быть адаптирована и для других ребят, не считающих себя православными, так как в программе большое внимание уделено изучению места православия в мире и его влияния на общемировую культуру (на живопись, литературу, историю и т. д.).

Православная личность формируется и развивается в триединстве Веры Православной, Руси Православной и Сознания Православного, поэтому программа предполагает и овладение учениками первичными знаниями Закона Божия и русской православной культуры, и эмоциональное восприятие веры, и созидание по сути православного образа жизни.

Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире.

Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.

Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения. 

Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей, по программе, в которой  учтены особенности возрастного развития и усваиваемого детьми на этом уровне материала.

Прежде всего, следует отметить, что чувство «нравственного вкуса» в детях этого возраста в значительной степени находится под влиянием СМИ и примера старших подростков. При этом может пробудиться понимание христианских ценностей как основы нравственной жизни, в чем и заключается цель реализации данной программы. Так как в этом возрасте способно развиться чувство личной нравственной ответственности, могущее идти вразрез с мнением товарищей, то дети начинают испытывать чувство нравственного неудовлетворения собой и своими поступками, что является благоприятной почвой для освоения жизнеутверждающих постулатов православной культуры. Но при этом дети яснее сознают противоречие между христианскими ценностями и взглядами, царящими в обществе, а предоставленные сами себе с трудом могут обрести удовлетворительные ответы. Детям этого возраста сложно самим примирить христианское мировоззрение с тем, что они узнают о жизни из окружающего их мира. И собственные несколько сказочные представления их больше не удовлетворяют. Иными словами, на программу духовно-нравственного образования возложена кардинальная задача помочь им освоить «единство мировоззрения».

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

Новизна программы состоит в том, что в программе сделан акцент на догматическом, антропологическом и этическом аспектах православной культуры в их взаимосвязи. Иными словами, в данной программе углублена связь догматического вероучения, христианских заповедей и нравственной проблематики, характерной для детей данного возраста. В программе конкретизирована личностно-ориентированная модель обучения, что выражается в использовании метода «сократической беседы», или диалога, и метода погружения в ситуацию переживания ценностей, а также многоуровневом содержании каждого занятия и разностороннем наглядном материале.

Разработка данной программы направлена на:

·                        развитие у детей мотивации к освоению православной культуры;

·                        приобщение детей к христианским ценностям, которые являются основополагающими в жизнедеятельности любого цивилизованного общества;

·                        развитие у детей мотивации к познанию  духовных законов в отношениях к Другому и самому себе;

·                        активизацию мыслительной деятельности и рефлексии;

·                        профилактику асоциального поведения и налаживание дружественной атмосферы в детском коллективе;

·                        создание условий для творческой самореализации личности ученика, ее интеграции в систему отечественной культуры;

·                        интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.

 

Отличительные особенности.

  •     В основе учебно-воспитательного процесса курса «Основы православной культуры» заложены базовые национальные ценности патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
  •  Курс по данной программе рассчитан на 2-хчасовые занятия по каждой теме. Однако при необходимости этот же курс без существенных изменений (только в более сжатом изложении тем) может состоять из одночасовых занятий.
  •       Отличительной особенностью также следует признать то, что содержание занятий, формы и методы направлены на «личностный» уровень освоения детьми знаний. Для этой цели в методическое обеспечение каждой темы в качестве «наглядного пособия» к занятиям включены рассказы, повествования, иллюстрирующие проблемы, которые приближены к действительной жизни детей этого возраста.
  •        Таким образом, каждое занятие предполагает постановку и решение того или иного нравственного вопроса. Другими словами, занятия по данной программе представляют собой уроки-беседы, или диалог. На таком уроке видимая активность принадлежит ученику, а невидимое руководство – учителю.      
  •      В разделе «Содержание программы» к каждой теме в пункте «методическое обеспечение» представлен примерный подбор дидактического материала, соответствующего возможным блокам информации. Этот список может корректироваться. Что касается эпиграфов (как важной части урока), то они подбирается по усмотрению педагога (подробнее см. выше). 

 

ЦЕЛЬ: Формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  •  
  • Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
  • Развитие представлений школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

 

Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению -  культурологической; по форме организации – групповой; по времени реализации – годичной.

Данная программа составлена в соответствии  с Законом РФ «Об образовании», ст. 14; Федеральном законом «О свободе совести», ст. 5; Конституцией РФ, ст. 28, 29, 44; Конвенцией о правах ребёнка, ст. 13–15; Семейным кодексом, ст. 54–56, 58–60. Программа является авторской. Методика построения занятий по данной программе основана на методике православной педагогики  Л. В. Суровой и методики ситуативного подхода к организации духовного воспитания школьников И. А. Соловцовой. 

  

      Педагогическая целесообразность. Программа этой возрастной группы интеллектуально нагружена, представляет собой особый догматический курс. При этом главные понятия православной веры должны не заучиваться, а усваиваться детьми как ответы на их вопросы, как результат их творческо-поисковой деятельности. Наибольшая опасность при организации учебного процесса здесь заключается в создании учителем условий пассивного восприятия учениками информации и в «пассивном» сообщении основ православия как готовых формул. Иными словами, ведущим методом преподавания по данной программе является эвристический, проблемный метод – беседа, или диалог, главная цель которого научить детей думать самостоятельно, побудить к вопрошанию.

      Данный метод сопряжен с методом погружения в ситуацию переживания ценностей, на что направлено использование художественных образов, прием вживания в роль и сопоставление противоположных сторон реальности.  Разработка тем направлена на раскрытие глубины изучаемого материала путем возвращения к раннее изученному, рассматривание известного ими как неизвестного и имеющего определенное значение в сегодняшней жизни.

          Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 12 до 13 лет. Данная программа составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.

При реализации программы необходимо учитывать следующие особенности этого возраста детей. Дети вполне способны понимать смысл символических повествований, что может пробуждать их интерес и ставить разумные вопросы. В этом возрасте дети особенно интересуются прошлым, историей; и им интересны и понятны простые богословские объяснения.

      Срок реализации данной программы 1 год. Программа рассчитана на 35 часов в год .

Принципы обучения:

  • диалогическое взаимодействие;
  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
  • актуальность;
  • опоры на самостоятельность мышления учащихся;
  • вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
  • деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
  • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

 

Ожидаемый результат

            Предполагается, что усвоение курса сформирует у школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций  русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.

           В процессе освоения данной программы дети будут

                       знать:

·                        Православное учение о Боге и человеке как образе Божьем;

·                        Десять заповедей, данных пророку Моисею;

·                        Девять заповедей блаженства, данных Иисусом Христом;

·                        Евангельские события, отраженные в православных праздниках;

·                        Жития Святых;

·                        Основные иконографические образы;

·                        Важные события истории Христианства в мире и в России;

уметь:

·                        Раскрывать евангельские притчи и наставления Иисуса Христа;

·                        Понимать христианские заповеди и ценности как нормы жизни, а пороки и грехи – как ее искажение;

·                        Видеть связь заповедей с повседневной жизнью;

·                        Раскрывать содержание и смысл православных праздников;

Проявлять следующие отношения:

·                        наблюдательность и внимательное отношение к своему внутреннему миру;

·                        деятельную помощь ближним;

·                        почтительное отношение к старшим.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Вводное занятие

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Инструктажи по технике безопасности. Актуализация знаний о библейской истории.

Методическое обеспечение: Викторина «По страницам Библии».

 

Раздел 1. Традиции православной иконографии

Тема 1.1 Иконография Пресвятой Троицы

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: Что такое икона? О традиции православной иконографии. Библия в красках. О символике цвета. О надписях. Иконография Пресвятой Троицы. Андрей Рублев и Симон Ушаков.

  • Методическое обеспечение: 1) Икона Андрея Рублева «Троица»; 2) Григорьева Е. Русские иконописцы; 3) Орлова Н.Г. Иконопись: Энциклопедия живописи для детей; 4) Иконография // Книга о Церкви.

 

 

Методическое обеспечение программы.

 

      Формы занятий:

По количеству детей – форма занятий коллективная.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей предполагаются такие формы занятий, как беседа; экскурсия (заочная или очная); творческая мастерская; кинолекторий; праздничное мероприятие – фестиваль, постановка спектакля; викторина.

По дидактической цели – комбинированные формы занятий, а также – вводное, занятия по углублению знаний, практические занятия и занятие по обобщению и закреплению знаний.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, которые в течение урока чередуются. Теоретическая часть представляет собой блоки новой информации по теме занятия. Практическая часть заключается в творческом решении задач, ответах на вопросы учителя, а также - в конкурсах, викторинах, творческих мастерских, игр.

Тему занятия предваряет в качестве эпиграфа художественный видимый (репродукции картин известных художников, фотопейзажи в виде слайдов и т.д.) либо словесный образ (это могут быть короткие рассказы А. Худошина, Б. Ганаго; современные притчи; притчи и крылатые фразы из Евангелия; изречения святых). Задача учителя сформулировать ключевой вопрос к уроку, который был бы наиболее созвучен с впечатлениями детей от знакомства с эпиграфом. После чего ученики начинают поиск ответа, расширяя саму область вопроса. Этот метод относится и к догматическим вопросам, которые требуют единственного ответа. Этот ответ дается, но не сразу, а после актуализации максимально широкого круга вопросов, чтобы дети подготовились к восприятию самого важного. В противном случае информация будет воспринята лишь памятью, не оказывая никакого нравственного воздействия на развитие детей (Л. В. Сурова). Итак, учитель задает вопрос, чтобы побудить детей к догадке, к открытию. При этом важно отметить, что урок-беседа – это не обмен мнениями, а поиск фактов, отражающих саму реальность. Когда первичных ответов накапливается достаточно, учитель делает первое обобщение вопросов учеников, выявляя главную проблему. Затем он, отвечая на вопрос, дает блок информации, то есть новый материал урока, который оказывается «присоединен» к детям их вопросами. После чего учащиеся с помощью учителя стараются найти связи этой новой информации с миром и самими собой с помощью метода вживания в образы. Теперь - время освещения догматического определения. Затем первоначальный вопрос вместе с детьми учитель дробит на более мелкие – вновь поиск ответов. Опять обобщение, выделение основной проблемы и новый блок информации (при этом можно использовать прием прерывания рассказа с заданием закончить его ученикам). Снова связывание ее с жизнью, с уже имеющимися знаниями, с началом урока, с первым вопросом. При необходимости ввода еще нового материала, такой круг может повториться. При этом важно в одном из блоков нового материала ввести контраст положительного и отрицательного – добродетели и порока. 

      За урок может быть усвоено от двух до пяти блоков информации. Например, для раскрытия тем 3-го раздела о заповедях блаженства наиболее приемлемо вводить 3-4 таких разделов. В качестве первого блока информации - соответствующий теме урока отрывок из Евангелия (притча, событие), затем определение из катехизиса, в качестве второго блока – поучительные и интересные эпизоды из жизни какого-нибудь Святого и, наконец, пример из повседневной жизни людей – рассказ, исторический факт, художественная повесть.

 

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

·              Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

·              Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

  • Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

- разговор с замещённым собеседником.

·              Игровые и деятельностные методы:

-игра-испытание;

- ролевая игра;

- продуктивный труд.

 

Формы обучения

·              Классно-урочные занятия.

  • Групповая форма обучения.

·              Внеклассные занятия – классные семейные праздники.  

·              В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме.

·              Экскурсии.

 

Критерии оценивания компетенций

 

Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

 

            Средства обучения

    Предполагается использовать:

1. Учебное пособие «Основы православной культуры», автор А.В.Кураев

Глава I «Мир и человек каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные и религиозные понятия и представления. Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Боге к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни.

          Глава II «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образцы жизнеописания святых. Показаны примеры  жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы  создавался эффект реальности событий.

Глава III «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха». Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа.

Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же время обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.

 2. Образцы житийной литературы, дающие примеры моральных исканий человека, проявления его гражданской сути: защита Отечества - Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение - Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине - патриарх Гермоген, семейные добродетели - Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.
3. Фрагменты церковной музыки и пения, образцы церковной архитектуры и живописи.

·              4. Методические рекомендации по ОРКСЭ, модуль ОПК.

 

 Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

— классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

— демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, СD и DVD , мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.).

 

                         Список литературы.

 

Используемый педагогом для организации образовательного процесса:

 

 

1.           Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.

2.           Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2-е испр. М.: ОПК, 2005, 2007.

 

3.           Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса . – Изд. 2-е, 3-е, испр., М.: ОПК, 2006. Рекомендовано Министерством образования и науки России.

4.           Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. – Изд. 1-е. М., 2004; 2-е, 3-е. М., 2006, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки России.

5.           Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. М.: ОПК, 2006, 2007.

 

6.           Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса . – Изд. 2-е, испр. М.: ОПК, 2007.

7.           Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. М.: ОПК, 2007.

8.           Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. М.: ОПК, 2008.

9.           Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учителей. – М.: ОПК, 2007.

 

10.      Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

11.      Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.

 

12.      Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для учащихся. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ.

13.      Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. – Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. М.: ОПК, 2006, 2007.

 

14.      Бородина А. В. Основы православной культуры: Раннее христианство. 7 раздел. Учебное пособие для учащихся. – М.: ОПК, 2009.

 

 

Рекомендуемый для детей и родителей  :

 

1. Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007.

2. Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006.

3. Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007.

4. Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2006.

5. Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

6. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., 2004.

7. Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. М.: ОПК, 2006.

8.Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005. 

Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz