Четверг, 21.09.2017, 11:50

Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Персоналии
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Духовой оркестр

Программа Образцового духового оркестра

Пояснительная записка

             Эффективное воздействие искусства на эстетическое воспитание школьников, его нравственная организующая функция в формировании личности творческой, богатой, интересной, занимает особенную роль в музыкальной педагогике дополнительного образования школьников.

            Познание различных направлений музыкального искусства обогащает внутренний мир ребенка и дает толчок к творчеству, активизирует мысленную деятельность.

            Музыка духового оркестра существует для всех, она принадлежит всем. На улице, в парке, в каждом народном и национальном торжестве духовой оркестр является непосредственным участником пропаганды высоких нравственных качеств человека - вот основная идея программы. Занятия в оркестре стимулируют учащихся на интересный труд. Результат своей плодотворной работы на протяжении всего учебного процесса, учащиеся показывают, выступая оркестром на концертах, фестивалях, конкурсах. Коллективная игра - это и воспитательный процесс, где формируются взгляды учащихся, открывается мир понимания через музыкальное восприятие

            Программа направлена на формирование гармонически развитой личности;

воспитание у ребенка умения слушать, воспринимать и оценивать музыку; освоение школьниками различных направлений музыки.

            Отличительные особенности данной программы:

приобщение детей к коллективной игре с первого года обучения и до окончания курса данной программы; последовательное проведение выступлений учащихся в составе оркестра: сохранение и обновление  репертуара на протяжении всего курса обучения.

            Программа рассчитана на 5 лет обучения. Возраст  детей от 10-16 лет. Формы занятий: групповая (в составе оркестра или ансамбля) и индивидуальная.

Режим  -  5 раз в неделю, из них - два дня в неделю отводится на индивидуальные занятия и три дня на оркестровую подготовку.

Руководителю оркестра для достижения намеченных целей в коллективной игре и пробуждения интереса  у детей необходимо находить возможности выступления и показа игры оркестра. Оркестр должен участвовать в различных культурных программах, фестивалях и конкурсах, чтобы у детей правильно сформировался вкус, отношение и появился стимул к дальнейшей работе.

Общее количество исполнителей 20 человек. При формировании оркестра необходимо осуществлять отбор учащихся в зависимости от их природных музыкальных данных, степени интеллекта и физических возможностей. Конечно, нельзя оставлять без внимания всех желающих приобщиться к музыке в духовом оркестре. Задача руководителя оркестра терпеливо относиться к каждому ребенку желающему заниматься в духовом оркестре.

Цель программы: воспитание творческой личности, развитие музыкальной культуры в согласии с природными возможностями каждого оркестранта, общим эстетическим воспитанием.       

Содержание

Деятельность оркестра состоит из следующих разделов:

1.         Организационная;

2.         Учебно-творческая;

3.         Воспитательная и образовательная работа;

4.         Концерты, выступления, встречи со слушателями.

            В первом разделе определяются главные направления работы оркестра, объем, содержание этой работы, ставятся задачи оркестру на планируемый период по повышению исполнительного уровня. Перечисляются планируемые мероприятия:

         комплектование оркестра;

         приобретение и ремонт инструментов, нотной литературы, нотной бумаги, средств наглядной агитации.

            Во втором разделе определяются:

         мероприятия по повышению исполнительного мастерства;

         коллективные и индивидуальные занятия;

         изучение нотной грамоты.

         история музыки;

         репетиционная работа;

         планируемый репертуар.

            В третьем разделе планируются  мероприятия, основная цель которых сформировать у школьников нравственную культуру и  эстетические вкусы:

         участие оркестра в культурно-просветительных и общественно-политических мероприятиях;

         посещение оркестром концертов профессиональных исполнителей.

            В четвертом разделе указываются в хронологическом порядке предполагаемые выступления оркестра:

         в концертах школы;

         в мероприятиях проводимых администрацией УО и округа Муром;

         в творческих отчетах перед родителями.

            Учащиеся, прошедшие полный курс обучения по этой программе, а также имеющие превосходные данные, могут продолжать обучение в других специальных учебных музыкальных заведениях.

            Количество часов во всем курсе обучения составляет - 18 часов в неделю, которые делятся на коллективные занятия - 12 часов и индивидуальную подготовку - 6 часов.

Основой программы является ее учебно-практическая часть.

            Она включает в себя четыре раздела:

1)         Основы элементарной теории музыки.

2)         История и развитие духовых инструментов.

3)         Практические навыки игры на духовых инструментах.

4)         Ознакомление с не духовыми музыкальными инструментами.

            Первый раздел: «Основы элементарной теории музыки» помогает детям лучше понимать изучаемый на практике нотный материал, формирует осмысленное исполнение каждого произведения.

            Второй раздел: «История и развитие духовых инструментов» знакомит оркестрантов с устройством инструментов, с широкими возможностями и отдельными особенностями каждого инструмента, что помогает им в практическом исполнении тех или иных трудностей, встречающихся при игре в оркестре.

            Третий раздел: «Практические навыки игры на духовых инструментах» формирует у детей музыкальный вкус, помогает реализовать весь набор знаний полученных по предыдущим разделам.

            Четвертый раздел: «Ознакомление с не духовыми музыкальными инструментами: фортепиано, гитара, русские народные инструменты» увеличивает кругозор оркестрантов, как музыкантов вообще, позволяет сравнить народные и духовые инструменты, возможности и их применение.

            Программа рассчитана на 5 лет обучения. Каждый год по 630 учебных часов.

            Первый год обучения начинается в основном с индивидуальной подготовки. На первых занятиях руководитель рассказывает о духовых инструментах, их значимости в составе оркестра, знакомит учащихся с нотной грамотой. Для таких занятий отбираются основные темы: звук и  его свойства, высота звука, основные ступени, длительность звуков. По данным темам у учащихся проходят как теоретические, так и практические занятия. В это же время дети знакомятся с историей развития своих инструментов. После усвоения основных теоретических  вопросов и начальных навыков игры необходимо сделать попытку организации коллективной игры на примере легких пьес и упражнений. Это самый трудный период, так как каждый ребенок имеет свою индивидуальность и понимание вопросов. Задача руководителя, показывая и разъясняя, помочь воплотить полученные знания.

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (630 ч.)

РАЗДЕЛ I       «Основы элементарной теории музыки»              100ч.

Тема 1            Звук и его свойства                                             10ч.

Тема 2 Высота звука                                                      10ч.

Тема 3 Музыкальная система                                                     20ч.

Тема 4 Основные ступени                                               20ч.

Тема 5 Длительность звуков. Нотное письмо                     40ч.

РАЗДЕЛ II      «История и развитие духового инструмента»       100ч.

Тема 1 Деревянные духовые                                           40ч.

Тема 2 Ударные звуковые                                               10ч.

Тема 3 Характерные медные                                                      20ч.

Тема 4 Основные медные                                               30ч.

РАЗДЕЛ III     Практические навыки игры на духовых инструментах     400ч.

Тема 1 Натуральные звуки                                           100ч.

Тема 2 Легато, гаммы, арпеджио                                   100ч.

Тема 3 Этюды, пьесы                                                              100ч.

Тема 4 Оркестровые пьесы                                           100ч.

РАЗДЕЛ IV     Ознакомление с не духовыми инструментами         30ч.

Тема 1 История и устройство инструментов                     15ч.

Тема 2 Практические навыки игры на фортепиано            15ч.

            На данном этапе дети знакомятся с инструментами, овладевают основными приемами игры, изучают правила коллективной игры.

            Второй год обучения построен как на индивидуальных занятиях, так и на коллективной игре учащихся в оркестре. Здесь необходимо подобрать репертуар, который позволил бы равномерно осуществлять весь процесс музицирования. На индивидуальных занятиях отрабатываются различные технические приемы, штрихи звукоизвлечения. Начинается это с небольших упражнений  и заканчивается исполнением этюдов на разные виды техники. Чтобы увлечь детей, руководителю необходимо быть терпеливым и целенаправленным в методах и формах обучения. Большую пользу приносят посещения концертов профессиональных ансамблей и оркестров, где дети могут слышать насколько красочно и выразительно звучат духовые инструменты.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (630 часов)

РАЗДЕЛ I       «Основы элементарной теории музыки»           100ч.

Тема 1 Дополнительные знаки для увеличения дл.нот      20ч.

Тема 2 Нотный стан, ключи                                          20ч.

Тема 3 Музыкальный строй                                          30ч.

Тема 4 Темперированный строй                                    30ч.

РАЗДЕЛ II      «История и развитие духовых инструментов» 100ч.

Тема 1 Группа саксофонов                                           40ч.

Тема 2 Семейство кларнетов                                                    30ч.

Тема 3 Разновидности флейт                                                    30ч.

РАЗДЕЛ III     Практические навыки игры на духовых инструмента 400ч.

Тема 1 Продолжительные звуки                                  100ч.

Тема 2 Легато, гаммы, арпеджио                                 100ч.

Тема 3 Пьесы, этюды                                                 150ч.

Тема 4 Оркестровые партии                                         50ч.

РАЗДЕЛ IV     Ознакомление с не духовыми инструментами       30ч.

Тема 1 История гитары                                                             5ч.

Тема 2 Практические занятия                                                   25ч.

            Этот год обучения способствует развитию у  детей технических навыков, музыкальной выразительности, а также исполнительского уровня.

            С третьего года обучения увеличиваются часы на практические занятия оркестра. Занятия проводятся по группам 7 - 10 человек. С группой аккомпанемента осваивается прием игры стаккато,  деташе. С группой солистов большое внимание уделяется приему игры легато, нон легато, интервалы. Ребята обучаются сами выполнять мелкий ремонт инструмента. Продолжают дальнейшее знакомство с гитарой.

 

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (630 часов)

РАЗДЕЛ I       «Основы элементарной теории музыки»            100ч.

Тема 1 Полутон, тон, знаки альтерации                          20ч.

Тема 2 Ритм, метр, темп, динамика                               30ч.

Тема 3 Основное деление длительностей                       20ч.

Тема 4 Акцент, метр, размер                                                    30ч.

РАЗДЕЛ II      «История и развитие духовых инструментов» 100ч.

Тема 1 Великие мастера прошлого                                20ч.

Тема 2 Устройство деревянных духовых                        30ч.

Тема 3 Практика мелкого ремонта                                30ч.

Тема 4 Устройство медных духовых                                        20ч.

РАЗДЕЛ III     Практические навыки игры на духовых инструментах     400ч.

Тема 1 Продолжительные звуки                                  100ч.

Тема 2 Гаммы, арпеджио, септаккорды                        100ч.

Тема 3 Крупная форма                                                          150ч.

Тема 4 Оркестровые партии                                         50ч.

РАЗДЕЛ IV     Ознакомление с не духовыми инструментами       30ч.

Тема 1 Практические навыки игры на гитаре                   30ч.

            Третий год способствует дальнейшему развитию творческого и музыкального мышления детей.

            Четвертый год обучения является более основательным и обобщенным, так как учащиеся более уверены в своих знаниях и навыках игры, которые приобрели за предыдущие годы. В оркестре вводится новая форма игры - чтение нот с листа, это позволяет в короткий срок усвоить нотный материал. Чтение нот с листа дается как в индивидуальной подготовке, так и в коллективной игре. Между оркестрантами усиливается здоровая конкуренция, которая связана с точным исполнением произведений. Необходимо научить детей как правильно и точно настраивать инструмент.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (630 часов)

РАЗДЕЛ I       «Основы элементарной теории музыки»            100ч.

Тема 1 Простые размеры, метр, группировка                 30ч.

Тема 2 Сложные размеры                                             20ч.

Тема 3 Группировка длительностей                                          20ч.

Тема 4 Сильные доли, смешанные размеры                    30ч.

РАЗДЕЛ II      «История и развитие духовых инструментов» 100ч.

Тема 1 Ремонт медных духовых                                    20ч.

Тема 2 Строение трости у деревянных                           30ч.

Тема 3 Изготовление трости                                                    50ч.

РАЗДЕЛ III     Практические навыки игры на духовых инструментах     400ч.

Тема 1 Продолжительные звуки                                  100ч.

Тема 2 Гаммы, арпеджио, септаккорды до 4-х знаков 100ч.

Тема 3 Произведения крупной формы                          150ч.

Тема 4 Оркестровые партии                                         50ч.

РАЗДЕЛ IV     Ознакомление с народными инструментами     30ч.

Тема 1 Баян                                                                          30ч.

            Этот год обучения помогает учащимся воспринимать характер исполняемых музыкальных произведений, развивает интерес к коллективной игре и музицированию.

            Пятый год обучения направлен на концертную деятельность коллектива. Также выступления помогают детям уверенно держаться на сцене и воспитывают в них зрелую творческую личность. Лучшим учащимся предлагается играть соло с оркестром. Это очень сложно и интересно, так как оркестр выступает в роли аккомпаниатора и у оркестрантов должно быть повышено внимание на дирижерские жесты. В этот период для повышения мастерства оркестра следует проводить творческие встречи и конкурсы с оркестрами из других городов. Это стимулирует профессиональный рост, воспитывает чувство коллективизма, возникает потребность в дальнейшей творческой работе.

 

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (630 часов)

РАЗДЕЛ I       «Основы элементарной теории музыки»        100ч.

Тема 1 Переменные размеры                                                20ч.

Тема 2 Синкопа, группировка нот                               30ч.

Тема 3 Интервалы, аккорды                                      50ч.

РАЗДЕЛ II      «История и развитие духовых инструментов»      100ч.

Тема 1 Отечественные и зарубежные исполнители на духовых инструментах  100ч.

РАЗДЕЛ III     Практические навыки на духовых инструментах 400ч.

Тема 1 Продолжительные звуки                               100ч.

Тема 2 Гаммы, арпеджио до 7-зн.                             100ч.

Тема 3 Крупная форма                                                       100ч.

Тема 4 Оркестровые партии 100ч.

РАЗДЕЛ IV     Ознакомление с инструментами народного оркестра       30ч.

Тема 1 Баян, гитара, балалайка                                             30ч.

            Этот год повышает у учащихся исполнительский уровень, как в индивидуальной игре, так и в составе оркестра, помогает подняться на более профессиональную ступень развития.

            Программа поясняет и помогает представить суть инструментального процесса, его единство и достижение конечных целей. Принцип программы - дать возможность и проявить учащемуся способности к свободному мышлению, творчеству, с учетом его психологических данных. Воспитанник духового оркестра - прежде всего личность творческая с сформированными навыками музыкально-исполнительного плана, хорошим музыкальным вкусом, имеющий специальные и общие музыкальные знания.

            По окончании курса данной программы участники оркестра знакомы с элементарной теорией музыки, знают устройство музыкальных инструментов, владеют навыками игры на многих духовых, ударных и народных инструментах, знают отечественную и зарубежную музыку. Многим участникам духового оркестра программа помогает в выборе будущей профессии.

СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Нота - знак, при помощи которого записывается звук.

Лад - организация музыкальных звуков вокруг основного (опорного) тона тоники.

Тоника - главная ступень лада.

Штрих и звукоизвлечение - легато (играть плавно, связно), нон легато (не связно, отдельно), стаккато (коротко, отрывисто).

Длительность - время звучания ноты (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая).

Динамические оттенки - средства музыкальной выразительности (фортэ - играть громко, пиано - тихо, мецо пиона - не очень тихо, мецофортэ - не очень громко).

Этюд - пьеса - упражнение для развития определенного вида техники.

Гамма - звукоряд расположенный по высоте вверх и вниз от основного тона тоники до ее октавного построения.

Основные трезвучия лада - тоника, доминанта, субдоминанта.

Оркестр - группа музыкантов, совместно исполняющая инструментальные музыкальные произведения.

РЕПЕРТУАР ДЕТСКОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА

1.         Александров - Гимн России

2.         Старинный русский марш - Марш Преображенского полка

3.         Туш

4.         Агапкин - Марш «Прощание славянки»

5.         Трофимов - Марш «Тоска по Родине»

6.         С. Чернецкий - Марш танкистов

7.         Трофимов - Марш «Привет музыкантам»

8.         Б. Диев - Марш «На страже мира»

9.         А. Пахмутова - Песня-марш «Тревожная молодость

10.       Трофимов - Марш «Красные орлы»

11.       А. Петров «Гуссарский марш»

12.       Арутнов - Марш «Победа»

13.       С Чернецкий - Марш «Салют Москва»

14.       М. Фродкин - Марш-песня «Комсомольцы-добровольцы»

15.       Д. Тухманов «День Победы»

16.       М. Блантер «Катюша»

17.       Русская народная песня «Коробочка»

18.       Шатров - вальс «На сопках Манчжурии»

19.       М. Блантер  - вальс «В городском саду»

20.       Френкель - вальс «Журавли»

21.       Френкель - вальс «Расставание»

22.       Кашперов-вальс «Вечер на Оке»

23.       Петров - танго «Студенточка»

24.       Дунаевский «Школьный вальс»

25.       Эшпой - вальс «Москвичи»

26.       Петров - полька «Дедушка»

27.       Верди - хор и марш из оперы «Аида»

28.       Саммон - Владимиров - Фантазия на темы русских народных песен.

29.       Москалев - вальс - фантазия

30.       Петров - Попурри на темы популярных мелодий

Список литературы:

  1. Е.С. Аксенов «Инструменты военного оркестра» Москва 2000г.
  2. С. Газарян «В мире музыкальных инструментов» Москва 2007г
  3. Т. Гайдамович «Мастера игры на духовых инструментах» Москва 2009г.
  4. У. Пистон «Современная оркестровка» Петербург 2000г.
  5. А.М. Черных «Духовое инструментальное искусство» Москва 2010г.
  6. Х.М. Хаханян «Духовой оркестр» Москва 2011г.
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz